Итоговое сочинение (изложение) — это условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
Итоговое сочинение (изложение) проводится на русском языке.
Продолжительность испытания составляет 3 часа 55 минут. В продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников, заполнение ими регистрационных полей и др.). Для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности экзамена 4 часа и более организуется питание участников.
Определены даты проведения итогового сочинения (изложения):
- 6 декабря 2017 г.
- 7 февраля 2018 г.
- 16 мая 2018 г.
Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет», выставляемые по критериям:
- Соответствие теме
- Аргументация. Привлечение литературного материала
- Композиция и логика рассуждения
- Качество письменной речи
- Грамотность.
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие требованиям:
- Объем (минимальное количество слов — 250)
- Самостоятельность написания.
Рекомендуемое количество слов для написания итогового сочинения — от 350.
Результатом итогового изложения является «зачет» или «незачет», выставляемые по критериям:
- Содержание
- Логичность
- Использование элементов стиля исходного текста
- Качество письменной речи
- Грамотность.
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые изложения, соответствующие требованиям:
- Объем (минимальное количество слов — 150)
- Самостоятельность написания.
Рекомендуемое количество слов для написания итогового изложения — 250–350.
Ниже перечислены открытые тематические направления для итогового сочинения в 2017–2018 учебном году.
№ | Тематическое направление |
Комментарий |
1 | «Верность и измена» | В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте. |
2 | «Равнодушие и отзывчивость» | Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой — персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности. |
3 | «Цели и средства» | Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека. Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали. |
4 | «Смелость и трусость» | В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли. |
5 | «Человек и общество» | Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество — учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации. |
Уточненные редакции методических материалов, регламентирующих проведение итогового сочинения (изложения) в 2017 – 2018 учебном году:
1_Перечень основных изменений (дополнений)
3_Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения)
4_Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
5_Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) ((отчётные формы – загрузить…)
6_Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)
7_Методические рекомендации для экспертов
8_Заявление на сдачу итогового сочинения (изложения)
8_Согласие на обработку персональных данных
Полезные ссылки:
на сайте КГКУ РЦОКО: ГИА-11 — итоговое сочинение (изложение) (ссылка http://rcoko.khb.ru/gia-11/final_essay/ ),
Документы — Федеральные документы — 2018 (ссылка http://rcoko.khb.ru/gia-11/documents/federal-ege/)